По археологическим данным, лютня появилась в IV-III тысячелетии до н.э. предположительно в Месопотамии.
Этот инструмент получил распространение среди всех народов востока и назывался уд (Ud). Слово уд может иметь как семитское происхождение (прут), так и индоевропейское (на санскрите Уд переводится как «часть, член»). Этот инструмент был и остаётся безладовым, и до сих пор является национальным инструментом в Персии, Армении, Турции, во всех арабских странах. Кроме того, этот инструмент получил широкое распространение в Армении (Урарту). В этой стране использовался Ud с 4-мя сдвоенными струнами. До наших дней дошла армянская миниатюра XIV века, на которой изображен музыкант с таким инструментом (рис. 1). В настоящее время эта рукопись хранится в собрании армянских рукописей Матендаран в Ереване (Армения). Так как общее количество струн в этом инструменте составляет 8, а в армянском языке цифра 8 обозначается словом Ut, то соответственно в армянском языке название Ud трансформировалось в Ут (Ut).Это название в армянском языке существует и доныне.
В Европу уд попал в эпоху раннего средневековья. Существуют две версии проникновения инструмента в Европу.
1. В результате мавританского завоевания Испании (711-1492 годы).
2. Через крестовые походы, начиная с Х века.
Во всех европейских языках название – «лютня», либо является производным от слова Ud. Например, в Испании – Laud. Либо производным от армянского слова Ut.
Во Франции – Luth.
В Германии – Laute.
В Италии – Lauto.
В Великобритании – Lute.
Русское название происходит от польского – Lutnia.
Николай Латышев (вместе со своим другом Тиграном Осиповым), в результате архивных исследований, лингвистического анализа, а также бесед со старыми цыганскими музыкантами в 70-х – 80-х годах прошлого века, которые ещё застали цыганских исполнителей дореволюционной школы, пришел к выводу, что лютня могла попасть в Европу вместе с цыганами. Ниже мы приводим наши доводы.
Известно, что древние цыгане являются выходцами из Индии. В Европе цыгане появились в эпоху раннего средневековья. Цыгане попали в Европу двумя путями.
1. Через Персию, Египет в Испанию. Испания в это время была под властью арабов. В Испании цыган так и называли – людьми из Египта.
2. Через Персию, Армению в Византию. В 755 году Византийский император поселил цыган во Фракии (территория современной Болгарии и Румынии). Отсюда цыгане стали распространятся вверх по Дунаю и попали в Венгрию, Австрию, Германию, Италию, Францию, Польшу, Англию.
Это обстоятельство даёт объяснение тому факту, что музыка испанских цыган (фламенко, латинос) так сильно отличается от музыки цыган восточной, центральной и западной Европы.
Цыгане всегда были чрезвычайно музыкально талантливы. Они легко осваивали музыкальную культуру той страны, в которой находились, внося в неё свой неповторимый цыганский колорит. Музыка являлась одними из основных источников дохода цыган. В поисках заработка цыганские музыканты быстро распространились по всей Европе.
Главным инструментом цыган была лютня. Например, в странах Восточной и Центральной Европы цыганских музыкантов называли лаутарами (от немецкого Laute), т.е. лютнисты. Цыгане Восточной Европы играли на лютнях до конца XIX века. В рис 2-а представлена репродукция с гравюры, опубликованной в журнале «Северная звезда» в номере 21 за 1877 год. ( Журнал издавался в Санктъ-Петербурге, Россия, рисунок 2-б). На гравюре изображен цыганский табор, расположившийся на отдых вблизи города в Валахии (Австро-Венгрия). В центре рисунка изображен цыган, играющий на лютне.
Цыганская версия объясняет, почему в испанском языке слово «лютня» является производным от Арабского Ud, а в остальных Европейских странах от армянского Ut – в Испанию цыгане попали во времена владычества арабов, а в остальные страны Европы – через Армению и Византию.
Армяне также были распространены в Европе, но они жили замкнутыми колониями, занимались торговлей, и у них не было необходимости зарабатывать на хлеб музыкой.
Гитара появилась значительно позже (XV век). Этот инструмент очень хорошо сочетается с лютней. На рис. 3 представлена репродукция с картины, написанной в 1632 году и хранящейся в настоящее время в Лувре (Paris, France), (Valentin de Boulogne Coulommiers, Concert with bas-relief, circa 1622/25, Collection of Louis XV). На этой картине изображен дуэт лютня + гитара. С появлением гитары, цыгане также использовали и лютни и гитары.
Одна из причин, по которой гитара вытеснила лютню – простота её изготовления. Задняя дека гитары состоит, как правило, из двух плоских досок. Боковые обечайки также изготавливаются из двух тонких досок. Т.о. количество склеек минимально.
В то же время задняя дека хорошей лютни изготавливается из более чем 22-25 деревянных полосок. При этом надо тщательно подогнать каждую полосочку друг к другу и выдержать округлую форму, что значительно сложнее, чем воспроизвести практически плоскую поверхность задней деки гитары. Кроме того, при перепадах влажности и температуры воздуха (например, когда входишь с инструментом с открытого воздуха в помещение) есть вероятность возникновения в местах склеек трещин. Т.к. количество склеек в лютне значительно больше, чем в гитаре, лютню приходилось значительно чаще ремонтировать.
Струны для лютен использовались кишечные. Эти струны давали неяркий, бедный обертонами звук, реагировали на малейшие колебания температуры и влажности, постоянно расстраивались. Существовал анекдот, что «лютнист, который играет на лютне сорок лет, тридцать из них тратит на настройку, а остальные десять играет на расстроенном инструменте». Достаточно вспомнить быт того времени: Большие замки, дворцы, таверны, ярмарки, открытый огонь каминов, сквозняки, влажность и т.д. Таким образом лютня по сравнению с гитарой оказалась крайне непрактичным инструментом, поэтому была практически полностью (за редким исключением) вытеснена гитарой.
Мною было решено использовать древний безладовый Ut для аккомпанемента и сольных проигрышей.
Гитарный мастер Анатолий Нестеров согласился взяться за изготовление таких инструментов, для чего ему пришлось в течение года изучать технологию изготовления лютен, доставать архивные чертежи. В результате появился первый инструмент.
Отдельно была решена проблема со струнами. Благодаря современным технологиям, появились новые материалы, которые позволили раскрыть удивительные акустические возможности лютни. В результате долгой совместной работы с фирмой «Господин музыкант», были разработаны несколько видов комплектов лютневых струн. (см. WWW.GMstrings.ru).
В настоящее время Николай Латышев исполняет традиционную цыганскую музыку как восточно-европейских, так и испанских цыган, на тех же инструментах, что и в VI-XIX вв. Используются безладовые лютни с одинарными и сдвоенными струнами. Также для аккомпанемента используется европейская ладовая лютня.
Для создания насыщенного богатого звучания привлекаются другие музыканты и инструменты – гитара, скрипка, флейты, аккордеон, а также русский вариант лютни – балалайка. Благодаря этим инструментам, традиционная цыганская (и не только цыганская) песня вернулась к своим незаслуженно забытым истокам.
Работа над проектом развития лютневой музыки продолжается. Необходимо сделать качественную студийную запись с привлечением лучших музыкантов, чтобы древняя, но вечно молодая цыганская песня получила новое дыхание.
Прослушать лютневую музыку можно здесь.
Николай Латышев
|