Home News Video Library Mags Françê
STORE English ART
QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONALNEWSВерсия о происхождении лютни в Европе

 04.10.2008

Версия о происхождении лютни в Европе

Музыка

По археологическим данным, лютня появилась в IV-III тысячелетии до н.э. предположительно в Месопотамии.

Этот инструмент получил распространение среди всех народов востока и назывался уд (Ud). Слово уд может иметь как семитское происхождение (прут), так и индоевропейское (на санскрите Уд переводится как «часть, член»). Этот инструмент был и остаётся безладовым, и до сих пор является национальным инструментом в Персии, Армении, Турции, во всех арабских странах. Кроме того, этот инструмент получил широкое распространение в Армении (Урарту). В этой стране использовался Ud с 4-мя сдвоенными струнами. До наших дней дошла армянская миниатюра XIV века, на которой изображен музыкант с таким инструментом (рис. 1). В настоящее время эта рукопись хранится в собрании армянских рукописей Матендаран в Ереване (Армения). Так как общее количество струн в этом инструменте составляет 8, а в армянском языке цифра 8 обозначается словом Ut, то соответственно в армянском языке название Ud трансформировалось в Ут (Ut).Это название в армянском языке существует и доныне.

В Европу уд попал в эпоху раннего средневековья. Существуют две версии проникновения инструмента в Европу.

1. В результате мавританского завоевания Испании (711-1492 годы).

2. Через крестовые походы, начиная с Х века.

Во всех европейских языках название – «лютня», либо является производным от слова Ud. Например, в Испании – Laud. Либо производным от армянского слова Ut.

Во Франции – Luth.

В Германии – Laute.

В Италии – Lauto.

В Великобритании – Lute.

Русское название происходит от польского – Lutnia.

Николай Латышев (вместе со своим другом Тиграном Осиповым), в результате архивных исследований, лингвистического анализа, а также бесед со старыми цыганскими музыкантами в 70-х – 80-х годах прошлого века, которые ещё застали цыганских исполнителей дореволюционной школы, пришел к выводу, что лютня могла попасть в Европу вместе с цыганами. Ниже мы приводим наши доводы.

Известно, что древние цыгане являются выходцами из Индии. В Европе цыгане появились в эпоху раннего средневековья. Цыгане попали в Европу двумя путями.

1. Через Персию, Египет в Испанию. Испания в это время была под властью арабов. В Испании цыган так и называли – людьми из Египта.

2. Через Персию, Армению в Византию. В 755 году Византийский император поселил цыган во Фракии (территория современной Болгарии и Румынии). Отсюда цыгане стали распространятся вверх по Дунаю и попали в Венгрию, Австрию, Германию, Италию, Францию, Польшу, Англию.

Это обстоятельство даёт объяснение тому факту, что музыка испанских цыган (фламенко, латинос) так сильно отличается от музыки цыган восточной, центральной и западной Европы.

Цыгане всегда были чрезвычайно музыкально талантливы. Они легко осваивали музыкальную культуру той страны, в которой находились, внося в неё свой неповторимый цыганский колорит. Музыка являлась одними из основных источников дохода цыган. В поисках заработка цыганские музыканты быстро распространились по всей Европе.

Главным инструментом цыган была лютня. Например, в странах Восточной и Центральной Европы цыганских музыкантов называли лаутарами (от немецкого Laute), т.е. лютнисты. Цыгане Восточной Европы играли на лютнях до конца XIX века. В рис 2-а представлена репродукция с гравюры, опубликованной в журнале «Северная звезда» в номере 21 за 1877 год. ( Журнал издавался в Санктъ-Петербурге, Россия, рисунок 2-б). На гравюре изображен цыганский табор, расположившийся на отдых вблизи города в Валахии (Австро-Венгрия). В центре рисунка изображен цыган, играющий на лютне.

Цыганская версия объясняет, почему в испанском языке слово «лютня» является производным от Арабского Ud, а в остальных Европейских странах от армянского Ut – в Испанию цыгане попали во времена владычества арабов, а в остальные страны Европы – через Армению и Византию.

Армяне также были распространены в Европе, но они жили замкнутыми колониями, занимались торговлей, и у них не было необходимости зарабатывать на хлеб музыкой.

Гитара появилась значительно позже (XV век). Этот инструмент очень хорошо сочетается с лютней. На рис. 3 представлена репродукция с картины, написанной в 1632 году и хранящейся в настоящее время в Лувре (Paris, France), (Valentin de Boulogne Coulommiers, Concert with bas-relief, circa 1622/25, Collection of Louis XV). На этой картине изображен дуэт лютня + гитара. С появлением гитары, цыгане также использовали и лютни и гитары.

Одна из причин, по которой гитара вытеснила лютню – простота её изготовления. Задняя дека гитары состоит, как правило, из двух плоских досок. Боковые обечайки также изготавливаются из двух тонких досок. Т.о. количество склеек минимально.

В то же время задняя дека хорошей лютни изготавливается из более чем 22-25 деревянных полосок. При этом надо тщательно подогнать каждую полосочку друг к другу и выдержать округлую форму, что значительно сложнее, чем воспроизвести практически плоскую поверхность задней деки гитары. Кроме того, при перепадах влажности и температуры воздуха (например, когда входишь с инструментом с открытого воздуха в помещение) есть вероятность возникновения в местах склеек трещин. Т.к. количество склеек в лютне значительно больше, чем в гитаре, лютню приходилось значительно чаще ремонтировать.

Струны для лютен использовались кишечные. Эти струны давали неяркий, бедный обертонами звук, реагировали на малейшие колебания температуры и влажности, постоянно расстраивались. Существовал анекдот, что «лютнист, который играет на лютне сорок лет, тридцать из них тратит на настройку, а остальные десять играет на расстроенном инструменте». Достаточно вспомнить быт того времени: Большие замки, дворцы, таверны, ярмарки, открытый огонь каминов, сквозняки, влажность и т.д. Таким образом лютня по сравнению с гитарой оказалась крайне непрактичным инструментом, поэтому была практически полностью (за редким исключением) вытеснена гитарой.

Мною было решено использовать древний безладовый Ut для аккомпанемента и сольных проигрышей.

Гитарный мастер Анатолий Нестеров согласился взяться за изготовление таких инструментов, для чего ему пришлось в течение года изучать технологию изготовления лютен, доставать архивные чертежи. В результате появился первый инструмент.

Отдельно была решена проблема со струнами. Благодаря современным технологиям, появились новые материалы, которые позволили раскрыть удивительные акустические возможности лютни. В результате долгой совместной работы с фирмой «Господин музыкант», были разработаны несколько видов комплектов лютневых струн. (см. WWW.GMstrings.ru).

В настоящее время Николай Латышев исполняет традиционную цыганскую музыку как восточно-европейских, так и испанских цыган, на тех же инструментах, что и в VI-XIX вв. Используются безладовые лютни с одинарными и сдвоенными струнами. Также для аккомпанемента используется европейская ладовая лютня.

Для создания насыщенного богатого звучания привлекаются другие музыканты и инструменты – гитара, скрипка, флейты, аккордеон, а также русский вариант лютни – балалайка. Благодаря этим инструментам, традиционная цыганская (и не только цыганская) песня вернулась к своим незаслуженно забытым истокам.

Работа над проектом развития лютневой музыки продолжается. Необходимо сделать качественную студийную запись с привлечением лучших музыкантов, чтобы древняя, но вечно молодая цыганская песня получила новое дыхание.

Прослушать лютневую музыку можно здесь.

Николай Латышев

Рисунок 3. (Valentin…

Рисунок 3. (Valentin de Boulogne Coulommiers, Concert with bas-relief, circa 1622/25, Collection of Louis XV). Лувр (Paris, France)

Рисунок 1
армянская…

Рисунок 1 армянская миниатюра XIV века

Рисунок 2а
репродук…

Рисунок 2а репродукция с гравюры, в журнале «Северная звезда»

Рисунок 2б
Журнал С…

Рисунок 2б Журнал «Северная звезда», номер 21 за 1877 год. (издавался в Санктъ-Петербурге, Россия)

Рисунок 3.
Репродук…

Рисунок 3. Репродукция с картины, написанной в 1632 году (Valentin de Boulogne Coulommiers, Concert with bas-relief, circa 1622/25, Collection of Louis XV). Лувр (Paris, France)



Дата: 04.10.2008 (Прочтено: 4076)
Copyright © QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONAL   Все права защищены.


Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью

Комментарии к статье

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.
(Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию)



 Promotions 


PARTNERS CONTACTS GUESTBOOK REGISTRATION

При цитировании материалов ссылка, гиперссылка для Интернет, обязательна.