Home News Video Library Mags Françê
STORE English ART
QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONALNEWSБархатная революция в образовании

 31.03.2007

Бархатная революция в образовании

Образование
- Здравствуйте. Похоже, что решен вопрос с кардинальной реформой высшего образования в России. Документ еще не подписан, но, похоже, уже ничего не удастся изменить, и высшее образование будет разделено на два этапа – бакалавриат и магистратуру. Что это такое, к чему готовиться студентам и их родителям? Об этом мы сегодня поговорим с профессором, ректором ИвГУ Владимиром Егоровым. Давайте по простому – это попытка сэкономить на образовании с точки зрения государства, как вы думаете?

- Я думаю, что это вообще не связанные вещи. Я думаю, что это попытка все-таки интегрировать российское образование в мировую, хотя будем прямо говорить, все-таки в американскую среду, потому что Болонский процесс, который сейчас как бы разворачивается, в который входит Россия, он все-таки списан по образцу образования США и Великобритании.

- Речь идее о том, что выпускник после четырех лет обучения в вузе будет называться бакалавром и уже сможет работать по окончанию, если кто-то желает получить еще как бы одну ступень более высокого образования, то он еще один год учится в магистратуре. За эти четыре года это такой недоспециалист получается? Это человек с высшим образованием, но не совсем полным?

- Это специалист с высшим образованием. Про четыре года тоже есть вопрос, потому что есть специальности экзотические, например, театральное искусство, пение, еще что-то. Там, наверное, будут какие-то отличия. Три-четыре года – бакалавр, это, конечно, высшее образование, это полноценный специалист, потом часть идет в магистратуру. Кстати, вопрос – к акая это часть? Но есть еще одно направление, о котором сейчас не принято говорить, это «специалитет». Вообще, в год русского языка придумать такое слово… Тем не менее, оно существует. Вот те специалисты, которых мы сейчас выпускаем, то это обычные специалисты, и они получают диплом специалистов, вот они на какой-то период останутся. ВЫ сказали, что принято решение, но могу сказать, что подготовка магистров и бакалавров уже ведется достаточно давно, в том числе, и в наших ивановских вузах. У нас, например, это получило широкое развитие на математическом факультете. Выпускаются магистры, параллельно выпускаются просто специалисты. Конечно, это ужасная неразбериха, ничего хорошего в этом нет. Мы хотели осуществить такой мягкий переход, но мне кажется, что мы просто пошли по пути отсекания хвоста у собаки по частям, потому что многие страны резко перешли на двухступенчатую систему. Может быть, они ментально были более подготовлены, но, скорее всего, организационно. Я думаю, что за год-два мы просто на эту систему перейдем.

- Вы сказали, что это скорее американская система, тогда я по-американски спрошу, - бакалавр – это высшее образование, но «лайт», потому что вряд ли будет программа пяти лет обучения спрессована в три-четыре года? Какие-то знания им не додадут?

- Нет, это нормальное образование. В США из тех людей, которые получают степень бакалавра, в магистратуру уходят только 30%, остальные просто идут работать.

- То есть это люди с высшим образованием, но им не перегруженные?

- Вообще, «перегруженные образованием» несколько странно звучит. Я считаю, что здесь финансовый регулятор действительно имеет значение. Какой смысл учить человека пять лет, он получит степень магистра, а потом пойдет туда работать, где этого не требуется? В нашем университете мы готовим бакалавров, но они почти все идут в магистратуру или доучиваются на обычный диплом специалиста, потому что у нас никто не знает, что такое бакалавр или магистр.

- Вы говорите о работодателях?

- Конечно.

- И здесь, наверное, самая главная проблема, потому что вы даете диплом, какие-то знания, но все диктуется рынком, и получается, что сегодняшний рынок труда не готов, чтобы трудоустраивать неких бакалавров, им подавай людей с нормальным высшим образованием?

- Нет в мире совершенства, невозможно же от рынка требовать, чтобы он мгновенно отреагировал на столь радикальные изменения.

- А он отреагирует?

- Конечно. Жизнь здесь все приведет в порядок. Я только вчера вернулся из Швеции, мы там изучали опыт подготовки бакалавров и магистров, у них опыт большой, но не вполне идентичен американскому, но он значительно ближе к американскому. У них стиль жизни ближе, ментальность, поэтому там переход осуществляется значительно мягче. Теперь, представьте, вот приезжает на какое-то предприятие в Лухе человек и несет диплом бакалавра, но там и слова такого работодатель не слышал. Там понимают как – у него есть высшее образование или нет высшего образования, но придется к этому привыкать. Здесь не надо себя пугать. Большинство опасений, что мы растеряем традиции, думаю, канут в лету. Мне кажется, что мы в России чаще всего страдаем не от сути реформ, а от того, как они исполняются, и от их бесконечности. Я вообще приветствую это решение, потому что все становится ясно.

- Но не получается ли, что это спокойствие приговоренного к смертной казни, потому что он перестал мучиться и теперь твердо знает, что его расстреляют?

- О содержательном разрушении вообще никто не говорит. Все-таки бакалавриат и магистратура в значительной степени – это организационная перестройка. Мы чаще акцентируем на этом, потому что это режет слух. Конечно, содержательно проблем много, и их надо решать. Мы должны серьезно перестроить систему дополнительной профессиональной переподготовки, это связано непосредственно с бакалавриатом.

- И это связано с потребностями рынка труда?

- Конечно. Магистр – это все-таки человек, ориентированный в большей степени на творческий, полунаучный труд. Может быть это не ученый в чистом виде, но это все-таки специалист, продвинутый в исследовательской области. Бакалавр, получив диплом за четыре года, должен, как это делается на западе, всю жизнь повышать свою квалификацию, обучаясь дополнительно каким-то профессиональным навыкам. Это полная встройка в рынок труда, потому что рынок труда гибкий, будет еще более гибким, и это давно поняли на западе. Мы будем в Иванове открывать российско-шведский центр дополнительного образования, убежден, что и в других вузах будет делаться что-то похожее. Мы должны воспринять опыт запада не просто потому, чтобы выдать человеку диплом, а так, чтобы человек всю жизнь получал дополнительные профессиональные навыки и чувствовал себя на рынке труда достаточно уверенно. В центре будут самые разные направления подготовки – и бизнес в спорте, и ландшафтный дизайн. Советская система образования была неплохая, мы давали очень фундаментальные знания, поэтому человек адаптировался на рынке труда. Американцы пошли по иному пути. Это двухступенчатая система плюс профессиональная подготовка. Я хочу заверить родителей, абитуриентов, что эта система не привнесет разрушения каких-то российских традиций высшей школы. Это будет нормальная четырехлетняя подготовка. Кстати, до 1970 года у нас в педагогических институтах России учили тоже четыре года. Бакалавр – это полноценный диплом, магистратура – это полноценный диплом, и очень жесткая система контроля. Здесь ведь огромная нагрузка ляжет на вузовские коллективы, потому что по всем трем направлениям нам придется пройти отдельное лицензирование, аккредитацию. То есть мы сейчас втягиваемся в большой организационный процесс, и эта реформа, надеюсь, будет завершающей.

- Но все-таки, что вы рекомендуете – ориентироваться на бакалавриат, получить образование, а потом посмотреть?

- Во-первых, набор студентов производится по каждому направлению изолированно, в этом году никаких радикальных перемен не будет, права, мы еще не получили плана приема в вузы, ждем его в ближайший месяц, но уже радикально ректоры ничего изменить не могут. В принципиальном плане надо понимать так – бакалавриат – полноценное высшее образование, магистратура – это не просто высшее образование, а некоторая ориентация на исследовательскую деятельность. Аспирантура, кстати, сохраняется и это вторая ступень.

- Спасибо. Кажется, разобрались в этой ситуации, но еще вернемся, когда будут окончательные документы. Напомню, что гостем программы «Актуально» был ректор ИвГУ Владимир Егоров. Мне остается добавить, что по телефону 58-04-90 через контакт-центр «Коннект Сити» вы можете сообщить свою ответную реакцию на эту программу, можете через операторов передать нам свое мнение, какую-то информацию или вопросы по только что увиденной программе. Я с вами прощаюсь всего доброго, увидимся.

30.03.2007 Бархатная революция в образовании

- Здравствуйте. Похоже, что решен вопрос с кардинальной реформой высшего образования в России. Документ еще не подписан, но, похоже, уже ничего не удастся изменить, и высшее образование будет разделено на два этапа – бакалавриат и магистратуру. Что это такое, к чему готовиться студентам и их родителям? Об этом мы сегодня поговорим с профессором, ректором ИвГУ Владимиром Егоровым. Давайте по простому – это попытка сэкономить на образовании с точки зрения государства, как вы думаете?

- Я думаю, что это вообще не связанные вещи. Я думаю, что это попытка все-таки интегрировать российское образование в мировую, хотя будем прямо говорить, все-таки в американскую среду, потому что Болонский процесс, который сейчас как бы разворачивается, в который входит Россия, он все-таки списан по образцу образования США и Великобритании.

- Речь идее о том, что выпускник после четырех лет обучения в вузе будет называться бакалавром и уже сможет работать по окончанию, если кто-то желает получить еще как бы одну ступень более высокого образования, то он еще один год учится в магистратуре. За эти четыре года это такой недоспециалист получается? Это человек с высшим образованием, но не совсем полным?

- Это специалист с высшим образованием. Про четыре года тоже есть вопрос, потому что есть специальности экзотические, например, театральное искусство, пение, еще что-то. Там, наверное, будут какие-то отличия. Три-четыре года – бакалавр, это, конечно, высшее образование, это полноценный специалист, потом часть идет в магистратуру. Кстати, вопрос – к акая это часть? Но есть еще одно направление, о котором сейчас не принято говорить, это «специалитет». Вообще, в год русского языка придумать такое слово… Тем не менее, оно существует. Вот те специалисты, которых мы сейчас выпускаем, то это обычные специалисты, и они получают диплом специалистов, вот они на какой-то период останутся. ВЫ сказали, что принято решение, но могу сказать, что подготовка магистров и бакалавров уже ведется достаточно давно, в том числе, и в наших ивановских вузах. У нас, например, это получило широкое развитие на математическом факультете. Выпускаются магистры, параллельно выпускаются просто специалисты. Конечно, это ужасная неразбериха, ничего хорошего в этом нет. Мы хотели осуществить такой мягкий переход, но мне кажется, что мы просто пошли по пути отсекания хвоста у собаки по частям, потому что многие страны резко перешли на двухступенчатую систему. Может быть, они ментально были более подготовлены, но, скорее всего, организационно. Я думаю, что за год-два мы просто на эту систему перейдем.

- Вы сказали, что это скорее американская система, тогда я по-американски спрошу, - бакалавр – это высшее образование, но «лайт», потому что вряд ли будет программа пяти лет обучения спрессована в три-четыре года? Какие-то знания им не додадут?

- Нет, это нормальное образование. В США из тех людей, которые получают степень бакалавра, в магистратуру уходят только 30%, остальные просто идут работать.

- То есть это люди с высшим образованием, но им не перегруженные?

- Вообще, «перегруженные образованием» несколько странно звучит. Я считаю, что здесь финансовый регулятор действительно имеет значение. Какой смысл учить человека пять лет, он получит степень магистра, а потом пойдет туда работать, где этого не требуется? В нашем университете мы готовим бакалавров, но они почти все идут в магистратуру или доучиваются на обычный диплом специалиста, потому что у нас никто не знает, что такое бакалавр или магистр.

- Вы говорите о работодателях?

- Конечно.

- И здесь, наверное, самая главная проблема, потому что вы даете диплом, какие-то знания, но все диктуется рынком, и получается, что сегодняшний рынок труда не готов, чтобы трудоустраивать неких бакалавров, им подавай людей с нормальным высшим образованием?

- Нет в мире совершенства, невозможно же от рынка требовать, чтобы он мгновенно отреагировал на столь радикальные изменения.

- А он отреагирует?

- Конечно. Жизнь здесь все приведет в порядок. Я только вчера вернулся из Швеции, мы там изучали опыт подготовки бакалавров и магистров, у них опыт большой, но не вполне идентичен американскому, но он значительно ближе к американскому. У них стиль жизни ближе, ментальность, поэтому там переход осуществляется значительно мягче. Теперь, представьте, вот приезжает на какое-то предприятие в Лухе человек и несет диплом бакалавра, но там и слова такого работодатель не слышал. Там понимают как – у него есть высшее образование или нет высшего образования, но придется к этому привыкать. Здесь не надо себя пугать. Большинство опасений, что мы растеряем традиции, думаю, канут в лету. Мне кажется, что мы в России чаще всего страдаем не от сути реформ, а от того, как они исполняются, и от их бесконечности. Я вообще приветствую это решение, потому что все становится ясно.

- Но не получается ли, что это спокойствие приговоренного к смертной казни, потому что он перестал мучиться и теперь твердо знает, что его расстреляют?

- О содержательном разрушении вообще никто не говорит. Все-таки бакалавриат и магистратура в значительной степени – это организационная перестройка. Мы чаще акцентируем на этом, потому что это режет слух. Конечно, содержательно проблем много, и их надо решать. Мы должны серьезно перестроить систему дополнительной профессиональной переподготовки, это связано непосредственно с бакалавриатом.

- И это связано с потребностями рынка труда?

- Конечно. Магистр – это все-таки человек, ориентированный в большей степени на творческий, полунаучный труд. Может быть это не ученый в чистом виде, но это все-таки специалист, продвинутый в исследовательской области. Бакалавр, получив диплом за четыре года, должен, как это делается на западе, всю жизнь повышать свою квалификацию, обучаясь дополнительно каким-то профессиональным навыкам. Это полная встройка в рынок труда, потому что рынок труда гибкий, будет еще более гибким, и это давно поняли на западе. Мы будем в Иванове открывать российско-шведский центр дополнительного образования, убежден, что и в других вузах будет делаться что-то похожее. Мы должны воспринять опыт запада не просто потому, чтобы выдать человеку диплом, а так, чтобы человек всю жизнь получал дополнительные профессиональные навыки и чувствовал себя на рынке труда достаточно уверенно. В центре будут самые разные направления подготовки – и бизнес в спорте, и ландшафтный дизайн. Советская система образования была неплохая, мы давали очень фундаментальные знания, поэтому человек адаптировался на рынке труда. Американцы пошли по иному пути. Это двухступенчатая система плюс профессиональная подготовка. Я хочу заверить родителей, абитуриентов, что эта система не привнесет разрушения каких-то российских традиций высшей школы. Это будет нормальная четырехлетняя подготовка. Кстати, до 1970 года у нас в педагогических институтах России учили тоже четыре года. Бакалавр – это полноценный диплом, магистратура – это полноценный диплом, и очень жесткая система контроля. Здесь ведь огромная нагрузка ляжет на вузовские коллективы, потому что по всем трем направлениям нам придется пройти отдельное лицензирование, аккредитацию. То есть мы сейчас втягиваемся в большой организационный процесс, и эта реформа, надеюсь, будет завершающей.

- Но все-таки, что вы рекомендуете – ориентироваться на бакалавриат, получить образование, а потом посмотреть?

- Во-первых, набор студентов производится по каждому направлению изолированно, в этом году никаких радикальных перемен не будет, права, мы еще не получили плана приема в вузы, ждем его в ближайший месяц, но уже радикально ректоры ничего изменить не могут. В принципиальном плане надо понимать так – бакалавриат – полноценное высшее образование, магистратура – это не просто высшее образование, а некоторая ориентация на исследовательскую деятельность. Аспирантура, кстати, сохраняется и это вторая ступень.

- Спасибо. Кажется, разобрались в этой ситуации, но еще вернемся, когда будут окончательные документы. Напомню, что гостем программы «Актуально» был ректор ИвГУ Владимир Егоров. Мне остается добавить, что по телефону 58-04-90 через контакт-центр «Коннект Сити» вы можете сообщить свою ответную реакцию на эту программу, можете через операторов передать нам свое мнение, какую-то информацию или вопросы по только что увиденной программе. Я с вами прощаюсь всего доброго, увидимся.

30.03.2007


http://www.ivanovonews.ru



Дата: 31.03.2007 (Прочтено: 2238)
Copyright © QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONAL   Все права защищены.


Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью

Комментарии к статье

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.
(Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию)



 Promotions 


PARTNERS CONTACTS GUESTBOOK REGISTRATION

При цитировании материалов ссылка, гиперссылка для Интернет, обязательна.