Home News Video Library Mags Françê
STORE English ART
QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONALNEWSШкольная полиция в Грузии – «за» и «против»

 18.06.2011

Школьная полиция в Грузии – «за» и «против»

Образование

Писатель, гражданин Грузии Роман Фин: обращение к соотечественникам

განათლების სისტემაში “მანდატურთა” ინსტიტუტის შესახებ

(12 ნოემბერი, 2010)

ადამიანის უფლებათა დამცველი, საბჭოთა ეპოქის დისიდენტი უმწიკვლო რეპუტაციით – რომან ფინი, რომელმაც თავის ძირითად საცხოვრებელ ადგილად 1997 წლიდან საქართველო აირჩია და 2008 წლიდან  ქართულ პასპორტსაც ფლობს (რუსულთან და კანადურთან ერთად), მიმართავს ქართველ თანამოქალაქეებს.

ОБРАЩЕНИЕ Граждане Грузии! Соотечественники!

Правительство нашей страны совершило еще одно тяжкое против нас, против настоящего и будущего нашей Грузии преступление – ввело полицейский контроль и управление в школах, в местах, где получают образование и воспитание наши дети. До этого не могли дойти самые дикие и безумные правители самых бесчеловечных и кровавых – гитлеровского, сталинского – режимов. Теперь наши дети, а с ними и вся страна обречены на духовное оскудение и вымирание – сегодняшние малыши через двенадцать лет, но и все те, кто сегодня в школьном возрасте, каждый год, выпуск за выпуском, под пристальным оком полицейского надзора специально подготовленных в полицейской же академии так называемых мандатуров, будут выходить в мир с душами, поврежденными противоестественным воспитанием, подавленные страхом, с рабской, приспособленческой психологией, опасными для себя и для общества, ибо что может быть более античеловеческого и разрушающего, чем воспитание страхом. Смертный страх вселен в души учителей и директоров школ, протянулся к родителям. Это удар по всему нашему обществу. В какую муштру, загоняют наш народ, в какие гетто превращаются наши школы! Такое воспитание может (и в чьих-то планах, возможно, это так и есть) привести только к гибели Грузии как духовного существа.

Необходимо потребовать немедленного прекращения этой злодейской мрачной акции, немедленного удаления из школ людей, в специальной полицейской форме. Кто задумал этот чудовищный эксперимент над нашими детьми, над всем нашим народом? Кто эти нынешние доктора Менгеле, задача которых подчинить, подавить, растлить страхом души наших детей? Это целая армия: 3 человека на школу помножить на 3,000 школ – 9,000 человек. Власти говорят нам, что они нужны в школах для предотвращения каких-то школьных беспорядков и возможных преступлений. Но само присутствие этих людей в школьных стенах, которые превратились теперь в стены тюремные с видеокамерами слежения и подслушивания, тюремно-лагерный порядок, который внесен теперь в школьный быт, и есть преступление, которое нужно как можно скорее остановить, пока ни один из малых сих не погиб. Нужно остановить это вмешательство совершенно чуждых сил во внутренние дела школы, этой важнейшей части общественной и государственной жизни.

Родители отдают своих детей в школы, будучи уверенными, что в течение школьного дня они в безопасности и с ними ничего не случиться. Они доверяют их государству. Теперь школа перестала быть безопасным местом. Дети находятся в условиях постоянного психологического террора, стресса, который обусловлен не только присутствием людей в специальной форме, но и исходит и от подавленных испуганных, учителей.

Необходимо потребовать отмены неконституционного, противоречащего всем нравственным и международным правовым нормам закона об учреждении в школах Грузии института мандатуров, который был вообще принят без достаточных юридических оснований. Были нарушены «Декларация прав ребенка», провозглашенная резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года, в которой, в частности говорится: «Ребенку законом и другими средствами должны быть предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства», а также «Конвенция о правах ребенка» (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г).

Достоин осуждения и недоверия парламент, который раболепно, трусливо предал наших детей, согласился на эту против них акцию. Не могли те, кто голосовал за этот возмутительный закон, не понимать, что его исполнение приведет к душевному и духовному вырождению будущих поколений, что это преступление.

Необходимо потребовать смещения с поста Министра образования бывшего главного тюремщика страны Дмитрия Шашкина. Человек с психологией, мышлением и опытом тюремщика не может стоять во главе народного образования. Какой жуткий видится в таком назначении смысл, какое издевательство над всеми нами, над самим нравственным существом народа! ВЕДЬ ЭТО ШКОЛА. СВЯТОЕ МЕСТО. Там учат и воспитывают приходящего ребенка, готовят его к взрослой жизни, растят его быть гражданином, сознательным, ответственным за свои поступки человеком, наполняют его сознание нравственным содержанием, развивают его идеалы. Назначение в школы полицейских надзирателей, мандатуров, этих жандармов для детей, предполагает мысль, что наши дети изначально преступники, и с ними требуется подобное обращение. Но это и не только против детей, но и против учителей и директоров школ и даже против родителей. Мы все в этой стране оказываемся преступниками, над которыми нужен полицейский надзор. Кто это решает? Кто эти люди – не они ли захватчики власти, оккупировавшие наши президентские и министерские офисы, а теперь распространившие оккупацию на наши школы? Нужно незамедлительно остановить это полицейское нашествие, эту полицейскую спецоперацию против наших детей и учителей!

Грузинский народ должен проявить гражданское неповиновение. Всем родителям, учителям и директорам школ выйти с протестом. Перед зданиями школ выставить кордоны, чтобы не допустить мандатуров в школы.

Защитим наших детей нашими телами, чтобы скверна не коснулась их душ. Придем на помощь учителям и директорам школ, людям самой благородной профессии, которым мы доверяем самое дорогое – наших детей. Над ними также нависла смертельная опасность – потери души, превращение в слепое орудие черных полицейских сил. Не бойтесь. Не говорите, что не можете ничего сделать. Вы можете все. Вспомните – еще на нашей памяти – диссидентов советского времени. Им грозило не только увольнение с работы, но и тюремное или психиатрическое заключение и даже в тех местах гибель. И все же эти люди вставали в полной силе своего духа против громады полицейского КГБ-шного государства. Для них превыше всего было выйти на защиту попранного человеческого достоинства, для них было делом чести поднять свой голос против насилия. Да и история Грузии знает немало примеров самоотверженности и самопожертвования во имя свободы, достоинства и чести. Пусть их мужество будет нам всем примером. Не бойтесь, нас много больше.

Защитим самое святое, что у нас есть – наших детей, будущее Грузии!

Граждане Грузии, люди любой национальности, населяющие ее, преодолеем в себе страх, апатию и слабость духа – ведь это в наших детях на наших же глазах убивают все святое, они потом никогда не оправятся от тяжелого душевного и духовного увечия, которое они получат, уже начали получать в нынешней школе.

Обратимся и к мандатурам: ради будущего нашей родины, вас самих и ваших собственных детей – не продавайте свою совесть, не польститесь на высокие зарплаты. Покиньте школы, оставьте их учителям. Для вас есть много достойной работы в обществе, в той же полиции.

Обратимся также и к мировому сообществу: обратите ваше самое серьезное и пристальное внимание на происходящее в Грузии, где творятся подобные преступления против человечности.

Роман Фин,
писатель, бывший диссидент, гражданин Грузии.
3 ноября 2010 г.

 

Институт школьных приставов в Грузии – «за» и «против»

Мандатуры

О том, что система образования Грузии подвергается реформе, министерство образования и науки Грузии сообщало неоднократно - как через журналистов при помощи пресс-конференций, так и на многочисленных встречах с коллективами педагогов и директорами школ. Реформа состоит из целого ряда нововведений, которые, по замыслу авторов, должны окончательно навести в школах порядок, сделать их максимально безопасными, а сам процесс обучения и учебные программы - едиными для всех школ.

Попробуем проанализировать, что из нововведений министерства образования и науки Грузии удачно, а что нет. Возможно, часть опыта будет полезно перенять и нашим, украинским чиновникам от образования.

Видеокамеры

С нового учебного года во всех школах Грузии повсюду установлены видеокамеры, так что любые действия ученика или педагога, и даже директора, фиксируются на пленку. Камеры настолько "проницательны" и "всевидящи", что фиксируют малейшую родинку на теле и любой разговор, даже если говорят на пониженных тонах. Так что можно сделать вывод: лишнего в школьных стенах не только делать, но и говорить не стоит.

Школьные приставы

За камерами следит не руководители школ, а школьные приставы (мандатуры). Они прошли курсы специальной подготовки в полицейской академии, и в каждую школу направлены по двое молодых людей и одна девушка. Им поручено следить за порядком и соблюдением правил не только со стороны учеников, но и со стороны учителей, завуча и даже директора. Приставы к руководству школы никакого отношения не имеют и подчиняются напрямую министерству образования, так что министерство будет полностью информировано о том, что происходит в той или иной школе, о чем в ней говорят и что делают.

Посторонним вход воспрещен

Родителей в школы пускают только раз в неделю, после уроков, в строго определенные часы, которые опять-таки определят приставы вместе с дирекцией школы. Ученикам с нового учебного года запрещено носить в школу мобильные телефоны. Этот запрет многие родители встретили протестом. Они заявляют, что благодаря телефону могли контролировать, где находится их ребенок.

Опоздания и штрафы

Опоздание на уроки строго наказывается: родителям приходится платить штрафы. Пропуски уроков в любом случае будут считаться неуважительными, даже если ученик болел, и справка с поликлиники потеряла свой смысл и значение. Она практически не нужна, так как пропуск по болезни все равно считается неуважительным. А за пропуски по неуважительным причинам «штрафуют» ученика. Если за семестр он пропустил половину всех часов, то оценки ему автоматически будут понижены на 20%, и если ребенок учился на 10, то ему за пропуски выведут 8, независимо от уровня знаний и подготовки. Правда, ученику предоставят возможность сдачи экзамена для повышения балла. За семестр он сможет сдать его в школе, а за год - в ресурс-центре Министерства образования.

Кодекс для мандатуры

Представьте, как выглядели приставы в школах Грузии еще совсем недавно, если для них пришлось принимать специальный кодекс этики. В нем черным по белому написано, что надзиратель должен соблюдать гигиену, стричься, скрывать татуировки, не пить алкоголь и не приходить на работу с похмелья.

Родители школьников могут вздохнуть с облегчением: за дисциплиной в учебных заведениях наконец-то будут следить приличные люди.

Министерство образования Грузии пришло к заключению, что подобный кодекс надо принять и для приставов. Иначе получается, что дети ходят по струнке, все такие приличные и воспитанные, а полицейские - не ахти... Вдобавок, грубо обращаются с подопечными. А платят им при этом очень даже неплохо - 800 лари (470 долларов США) в месяц.

И вот кодекс этики мандатур утвержден. Отныне к дисциплинарным нарушениям относятся появление пристава в школе с “неподходящей” стрижкой, несоблюдение гигиены, ношение неприемлемых украшений (пирсинга) и татуировок.

Приставы по кодексу обязаны также соблюдать нравственно-этические нормы, не допускать действий, направленных на дискредитацию педагогов, учащихся, родителей, службы приставов или школы. То есть быть примерными гражданами не только на рабочем месте, но и в частной жизни.

Особо кодекс оговаривает наказание для тех школьных приставов, которые посмеют осквернить служебную форму состоянием алкогольного опьянения. А курить им дозволяется только в специально отведенных для этого местах.

За первое замечание по внешнему виду и поведению пристав получит предупреждение, потом выговор, строгий выговор, вычет из зарплаты за 10 дней (на целый учительский оклад). В вопиющих случаях мандатуру придется распрощаться с работой.

Первые результаты деятельности школьных приставов

По прошествии первые четыре месяца присутствия людей в синей форме в детских коллективах министерство образования объявило об успешности этого проекта. Уровень насилия в школах по статистике ведомства снизился на 80 процентов. На столько же меньше ученики стали опаздывать на уроки. На 75 процентов реже они теперь прогуливают занятия. Случаи вымогательства денег старшеклассниками у младших товарищей сократились на 95 процентов, а факты вандализма - на 90 процентов.

Ранее все эти мелкие нарушения, надо полагать, были настолько распространены, что мешали впитывать знания.

Теперь родителей нерадивых учеников штрафуют на 100 лари (60 долларов США), а это - целая бабушкина пенсия. А при повторном нарушении порядка - на 200 лари (120 долларов США). Сам подросток, если его возраст не достиг 14 лет, из-за недисциплинированности будет наказан трудовыми санкциями.

Правда, трем приставам уследить за всем школьным муравейником невозможно. Поэтому и остаются 10-15 процентов нарушений и даже серьезных преступлений. Так, в середине ноября в в одной из тбилисских школ подросток тяжело ранил ножом своего 15-летнего одноклассника, и никакие мандатуры эту трагедию предотвратить не смогли.

Но в целом введение института приставов в школах страны возымело положительный эффект, заявил в начале этого года автор инновации, экс-глава министерства исполнения наказаний, а ныне министр образования Грузии Дмитрий Шашкин. Общественность также относится к школьным надзирателям скорее положительно, чем отрицательно. По исследованиям Всемирного банка, 83 процента населения страны одобряет нововведение.

В оппозиции оценка института школьных приставов неоднозначна. Депутат парламента Петрэ Мамрадзе, который несколько лет возглавлял Всегрузинский союз педагогов, отметил главные плюсы и минусы новой системы.

- В некоторых школах система себя оправдала, потому что учителя не справлялись с поддержкой дисциплины. Была тяжелая ситуация, и им стало легче. Появилась гарантия, что не будет серьезных драк с применением оружия. Однако вместе с тем все понимают, что это спецслужба (она так и называется). Ее основная функция в системе образования - контроль по линии спецслужбы. Их больше всего интересует, что думают и насколько лояльны режиму учителя. То же самое касается учеников старших классов (это мне известно достоверно) и, конечно же, родителей. Это попытка подняться на новую ступень авторитарности и централизации. И главное: многие педагоги восприняли как оскорбление, что оклад мандатуры в 4 раза выше, чем высший оклад школьных педагогов. И многие говорят, что если бы им дали такую зарплату, то никаких бы проблем в школах не было.

Мамрадзе не слышал, чтобы полицейские появлялись в школах пьяными или немытыми. А вот случаи грубого обращения с детьми действительно имели место. Кстати говоря, с этого года министр Дмитрий Шашкин пообещал вплотную заняться повышением квалификации приставов по части психологической грамотности.

- Были случаи, когда грубо действовали мандатуры, - сказал он. - Не все они обладают достаточной культурой. Бывало, что поклепы производились на совершенно невиновных подростков, и это заканчивалось скандалами. Помню случай, когда на место директора назначили 22-летнюю девушку из мандатуры, так как директор был неблагонадежен по отношению к режиму.

Школьные приставы пополнили число работников силовых структур в Грузии. По подсчетам лидера партии зеленых Георгия Гачечиладзе, сейчас из 100252 госслужащих, финансируемых из центрального бюджета, 74000 человек - это люди в форме министерства обороны, МВД и министерства по исполнению наказаний. Их зарплата составляет почти такую же сумму, какую государство тратит на пенсии и социальные пособия бедным.

Официальная точка зрения такова: без мандатуры школы Грузии были бы неэффективными. Отсутствие дисциплины и низкий уровень образования отмечали все. Однако и сейчас даже такой эксперт, как бывший министр образования Гия Нодия, не берется оценивать реформы по централизации образовательного процесса и усилению контроля со стороны государства над школами. “Еще рано определять, будет ли достигнуто главное: более образованное новое поколение”, - подчеркивает Гия Нодия.

По их же оценке, «неверно отождествлять институт учебных приставов с идеей безопасной школы».

Как заявила представитель неправительственной организации «Институт гражданского развития» Тамара Мосиашвили, представители министерства образования утверждают, что после того, как в школах были введены учебные приставы, на 95 процентов сократились случаи насилия. Это говорит о том, какое количество подобных случаев отмечалось в школах до задействования института учебных приставов.

По ее словам, в грузинских школах показатель насилия не превышал аналогичного показателя в других странах, что подтверждает хотя бы исследование международной организации «Юнисеф» за 2008 год.

«Когда детей спрашивали, где они чувствуют себя безопаснее всего, в большинстве случаев они называли в качестве такого места школу. Поэтому отождествление концепции безопасной школы с учебными приставами абсурдно», – отметила Тамара Мосиашвили.

Мандатуры

Недовольство существованием института учебных приставов выразили и другие эксперты. По словам представителя Свободного профсоюза образования и науки Виктории Балавадзе, после внедрения этого новшества педагогам часто приходится работать в стрессовой ситуации.

«Учебный пристав может во время урока открыть дверь и спросить, почему из класса раздается шум. А в это время между учениками может идти интересная дискуссия. Учебный пристав в таком случае составляет акт и отправляет его в Министерство образования», – отметила Виктория Балавадзе, по информации которой из-за таких стрессовых ситуаций из школ собираются уходить многие высококвалифицированные педагоги.

А что же думают о приставах сами школьники?

Рассказывает ученица двенадцатого класса одной из публичных школ Тбилиси – Лика Кипиани:

- Я могу сказать, что в начале года приставы проводили серьезную работу, в основном связанную с внешним видом учеников (короткие юбки, косметика, лишние аксессуары). Вообще мандатуры должны следить за порядком, конечно, сейчас они менее активны, чем в сентябре. Думаю, что их миссия состоит в том, чтоб уследить за дисциплиной. Чтоб не курили, не били никого в школе. Заметила, что опозданий меньше стало. Учиться они не мешают, жаль только мне пришлось серьгу с губы снять.

Оказалось, что институт приставов распространяется исключительно на государственные школы. В частных – все по-старому.

О школьной дисциплине я побеседовала двенадцатиклассницей Ириной Петровой, ученицей частной школы «Интеллект», город Тбилиси.

- В нашей школе с нового учебного года ничего не изменилось. Порядок обеспечивают четверо охранников (дежурят посменно по двое в вестибюле школы) и сторож. Думаю, что нам эти самые приставы не нужны. С дисциплиной никогда проблем не было, у нас же бывшая военная школа. На моей памяти ни одной драки с поножовщиной, и опоздания – большая редкость. Курить на территории школы запрещено.

Вот какая ситуация в грузинских публичных школах. Инновациям министерства образования и науки всего полгода. Думаю, что должно пройти время, чтобы можно было делать выводы в целесообразности применения видеокамер, штрафов и запрета ношения мобильных телефонов. Стоит дождаться выпускных экзаменов и оценить процент поступления абитуриентов в вузы страны. Ведь это, в конце концов, и есть основная задача среднего образования - «научить». Возможно воспитание школьников все же стоит доверить семье?


 

Источник: ПРАВДИНФОРМ



Дата: 18.06.2011 (Прочтено: 2344)
Copyright © QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONAL   Все права защищены.


Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью

Комментарии к статье

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.
(Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию)



 Promotions 


PARTNERS CONTACTS GUESTBOOK REGISTRATION

При цитировании материалов ссылка, гиперссылка для Интернет, обязательна.