Home News Video Library Mags Françê
STORE English ART
QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONALNEWSСтанислав АЙДИНЯН о творчестве художницы Екатерины Абрамовой

 27.05.2009

Станислав АЙДИНЯН о творчестве художницы Екатерины Абрамовой

Живопись

Екатерина Абрамова – потомственная художница. Ее душа естественна, как сама Природа. Еще в детстве она наблюдала, как отец, Александр Абрамов, рисовал; как из под его резца постепенно появлялись образы, - ведь, он был не только художник, но и резчик по дереву. Училась Е. Абрамова в художественной школе, где была среди самых выдающихся учениц. Это не удивительно, ведь первые уроки рисунка и композиции дал сам отец. Потом поступила в Абрамцевский художественный колледж им. Васнецова. Занималась и частным образом в художественной студии.

Однако основным, базовым ее профессиональным образованием следует считать Государственный Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Так что студенческие годы она провела большей частью, на берегах Невы, в Петербурге, там она совершенствовала свое мастерства до 2007 года, когда с отличием закончила известное учебное заведение.

Выставляться Е. Абрамова стала за долго до окончания института. Ее полотна знали ведущие выставочные залы столицы. Это и Центральный дом художников в Москве, там Абрамова впервые выставилась 1998 году. На выставке, которая проходила в Государственной Третьяковской галерее, художница стала лауреатом золотой медали «Национальное достояние» Международного благотворительного фонда «Меценаты столетия». Золотой медалью «250 Лет Российской Академии Художеств» она была награждена на выставке «Академическая школа», проходившей в Малом Манеже 2007 году.

Произведения художницы побывали «с дружественным визитом» и в «дальнем зарубежье». Достаточно назвать Королевскую академию художеств в Стокгольме (2004), выставку в Культурном центре Арраса во Франции (2004), цикл выставок современных художников во Фьюджи и Вероли в Италии (2005).

Что касается персональных выставок Екатерины Абрамовой, то они проходили во многих выставочных залах и галереях, в том числе в Доме дружбы (1999), в посольстве Финляндии (2000), в Ландрасампте (Констанц, Германия, 2007).

Однако особенно хочется отметить плодотворное и широкое творческое сотрудничество художницы с Российско-немецким домом и Федеральным центром немецкой культуры в Москве, где прошли целых четыре больших персональных выставки.

Именно такие художники, как Екатерина Абрамова должны представлять Российское искусство в зарубежных представительствах, за рубежами страны. Россия славится своей душевностью, открытостью, своими духовными, религиозными ценностями, - и в этом смысле Е.Абрамова художник очень славянский, русский.

Однако эти определяющие качества не смогли бы должным образом воплотится в серии ее художественных произведений, если бы она не обладала определенной школой, опытом, чувством кисти и живописного пространства, которые даются только с годами…

Совершенно определенно, как о большом творческом достижении можно сказать о полотнах Абрамовой последнего периода. В них чувствуется, что художнице дано видеть высокое начало жизни и отражать его. Она делает это не то что аскетически, но в цветовом отношении – сдержанно.

Возьмем, например, холст «Старче» (2007); перед нами старик-священник, старик-монах, взгляд его умудрен пониманием жизни, освещен верою. В нем столько благости и смирения! Старец проявляется из темноватого фона, и темная палитра холста объемлет образ тенью священной тайны. Об этой своей работе Екатерина сказала, что создала образ человека, чья жизнь посвящена не суете, а Вечному. Не менее высокого звучания она добилась в холсте «Благоговение», - о котором говорит, что выразила в нем состояние истины - «Прими все с миром!». С лиц и ликов этой серии работ будто бы «стекает» благостное спокойствие, просветленность. Редко кому из художников в наши дни удается выразить возвышенное состояние прототипа, духовное состояние героя. Особенно ей это удалось, когда появились картины такого «светового» направления, как «Светлая радость» (2008). Какой удивительный старик, святой, на плечо которого села птица!.. Он в монашеском одеянии, с капюшоном, в руках – четки с крестиком. А на заднем фоне – планета, луна… Веки старца полуопущены. Он совершенно живой, умудренный, понимающий. Это безусловный образ, хотя в нем нет «канона», он не иконописен, но в нем – жизнь мудрости, спокойствия, смирения.

Чувство благоговения, которым насыщена не только одноименная работа, но все почти полотна серии, к сожалению, постепенно покидает людей в Европе, да и в России… Это детское по сути своей чувство во времена Империи с самых ранних лет культивировали, создавали, прививали. Ныне оно – удел лишь избранных, осветленных религией душ…

Той же тематической колеей шла Екатерина, когда создавала в 2006 году холст «Мудрость», в 2007-ом – «Рождество», где крылатый, белый ангел держит на руках спящее дитя. Может быть он спасает его от незримой беды, может быть он пришел к нему во сне: ведь за его плечами, за крылами – густо звездная ночь, и в дали – селение, дымки из труб над белыми малыми крышами… Бережность ангела, опустившего глаза к мирно спящему на его руках сыну человеческому… Эта работа очень проникновенна и трогательна.

Есть у Абрамовой и совершенно другая тематика. Показательна в этом отношении ее небольшая работа «Оберег. Солнце и тепло» (2007). Это наиболее «условное» полотно , на нем древний божок, прихотливый и сложный тотем, поднявший руки, слева и справа от него неясные человеческие фигуры, и все они вместе образуют неясное существо, напоминающее то ли древнюю ладью, то ли коня… Цвета поярче, чем в прежде рассмотренной нами серии; доминируют красный, желтый, синий. Тут есть нечто древнее, языческое, дохристианское, старославянское…

А вот непосредственно к иконописи реминисценцией выступает «Храм» (2008). Белое строение это будто сошло со страниц летописи, и напоминает более дворцовый теремок, чем, собственно, храм. Но храм здесь предстает в широком смысле слова – жилище человека светлого духом и чистого жизнью есть храм! Порукою тому – простые лица, фигуры (он и она), в темных проемах, окнах, входах этого жилища-храма.

Еще одно направление в живописи Е. Абрамовой – натюрморты. Совершенно детским выглядит условный натюрморт «Ягоды» (2007), будто это не сама она рисовала, а кто-то из трех ее детей в раннем детстве. Материнство дает художнице особое чувство сопричастности земле, семье, материи… Ее союз с мужем Владимиром светел и ясен, поскольку полон любви. Она и картины свои любит как детей своих, хотя и отпускает их в мир, как матери отпускают своих детей в жизнь. В этом плане показательна картина «Качели любви» (2008), где передано состояние юных, будто сошедших с качелей – юноши и девушки, и их мир – в юном задыхновении! Они ощущают полноту жизни! – это чувство мы хорошо знаем в детстве, в юности. Екатерина говорит: «Ласковое, нежное детство. У всех это было, каждый может вспомнить…»

Есть у Абрамовой и картины преимущественно символические. Такие, например, как «Встреча». В ней два образа – мужчины и женщины, там мужское начало и женское, плывут друг к другу в лодках. Или так же символичный холст «Ловцы счастья», где толпа людей сочками для бабочек (!) ловит прямо из воздуха каждый свою рыбу. Так изображена «суета сует» мира сего. Здесь еще раз проявилось христианское начала души художницы. Не покидало оно ее и тогда, когда она создала свой образ Чаши Грааля, и назвала его «Чаша жизни» (2008). Там на краю чаши присела, раскрыв крылья, птица… Так же прямо символичен холст «Человеки» где люди представлены как свечи, каждый горит своим огнем кто – как большая свеча, кто как малая. А на другом холсте где также изображены свечи, смысл иной – каждая свеча – молитва, просьба к Богу. И книга открыта на пустой странице, поскольку у каждого – своя вера, свое понимание Писания.

Для того, чтобы понять исходные и последующие составляющие величины творчества художника, его генезис, необходимо сколь возможно полно ознакомится с разными пройденными периодами, ретроспективно оглянуться на созданное… Бывают образы, неотделимые от творческой индивидуальности.

Так, одна из характернейших линий Екатерины Абрамовой – ее серия «Арлекины». Она изобразила персонажей староитальянской комедии «Del Arte», и сделала это по-своему. Один из ее арлекинов задумчиво печально гладит кошку, сидящую перед ним на столе. Руки его утонченны, как и его печаль, разлитая во всем облике, и засохшие, пожелтевшие клиновые листья в узком кувшинчике добавляет еще один нюанс в то же настроение… Что касается названия «Изумрудная вишня», то там же, близ Арлекина, на столе, где сидит кошка, лежат четыре вишни – по две на черенках. Темные эти вишни также печальны…

Следующий образ из арлекиниады Екатерины Абрамовой – «Капитан». Он, как и предыдущий образ – в старинной треуголке. И в нем, как и в большинстве Арлекинов художницы, проявлена детскость: этот Капитан-Арлекин смотрит на находящиеся перед ним игрушечные модели кораблей-парусников. Парусники плавают в небольшом игрушечном бассейне. И Арлекин у которого в руках тоже модель корабля, вроде как сидит над бассейном на лестнице. Та же печаль и тихое размышление, пристальное детское вглядывание в мир…

Есть у Е. Абрамовой Арлекин и более яркий – в «Мелодии любви». Арлекин этот слушает граммофон и сочиняет любовное письмо; в нем меньше печали, потому что у него есть не только любовь, но и надежда…

Арлекин из картины «Мир детства» погружен в воспоминания, он закрыл глаза, и перед ним, сидящем на лестнице, подобно фигуркам театра марионеток, как из забытого сна, встали куклы его прошлого, и над ними на веревочках, - белые рождественские ангелы…

В «Музыке любви» - молодой Арлекин, играющий на свирели… В «Ромашках», Арлекин задумался, размечтался… под рукой его карты – он разложил пасьянс, он гадает.

И вновь похожий образ на картине «Улетела», где Арлекин сидит близ открытой клетки, которую только что покинула птица, чье перо спускается к нему с неба… Печален ли он? Нет, он еще не печален, скорее удивлен… Не успел осознать потерю, или, наоборот, порадоваться свободе птицы, ее уже невидимого полета…

Духовность, психологическая заостренность, прочувствованные, а не только продуманные сюжеты. .Женственность кисти и уверенная законченность каждого образа. Все это неотъемлемые черты творчества художницы Екатерины Абрамовой, чьи произведения запоминаются и вспоминаются!.. Они раздумчивы и естественны, свободно-непринужденны и эстетически совершенны, глубоки по смыслу и, порой, мечтательны, нежны, сказочны…

С точки зрения стиля, в котором работает художница, мы не склонны согласиться с определением ее творчества как относящуюся к стилю «модерн». Возможно, художница действительно любит этот стиль. Однако характерных черт этого направления, имеющего в мировом искусстве такие еще нахвания как «югендстиль», или «ар нуво», мы у Екатерины Абрамовой не смогли обнаружить в большинстве ее творений. Нет у нее ни овально оплывших форм, ни трехструнности, ни холодных женских орнаментальных ликов, ни самодовлеющей и прохладной декоративности. Декадентски истомное изящество присуще, пожалуй, только циклу ее изумительных по тонкости женских обликов. Без этих черт, нам знакомых особенно по графике Обри Бердслея, стиль «модерн» непредставим! Екатерина Абрамова шире, как художница, шире узких стилевых определений, хотя совершенно легко узнаваема, ибо сумела уже давно выработать свой неповторимо индивидуальный авторский стиль.

 

Станислав АЙДИНЯН,
вице-президент по общественным связям Творческого союза профессиональных художников,
член правления Международной Ассоциации содействия культуре,
искусствовед Федерации Акваживописи,
член экспертного совета Ассоциации художников-портретистов,
член Союза Российских писателей

www.abramovaekaterina.ru




С 28 мая по 10 июня прошла выставка картин Екатерины Абрамовой «Противоположности дополняют друг друга».

Выставку открыл Станислав Айдинян:




На открытии выставки читали стихи Татьяны Кудрявцевой, которые Татьяна посвятила картинам Екатерины Абрамовой.

Стихи читала мама Татьяны, Наталья Коркина.

ИА ПОЛИИНФОРМ

Станислав Айдинян ра…

Станислав Айдинян рассказывает о художнике Екатерине Абрамовой на открытии выставки 12.02.2008 г. в Немецком Доме



Дата: 27.05.2009 (Прочтено: 2246)
Copyright © QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONAL   Все права защищены.


Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью

Комментарии к статье

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.
(Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию)



 Promotions 


PARTNERS CONTACTS GUESTBOOK REGISTRATION

При цитировании материалов ссылка, гиперссылка для Интернет, обязательна.