Home News Video Library Mags Françê
STORE English ART
QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONALNEWSПутешествие во время Петра I через посещение Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

 30.10.2007

Путешествие во время Петра I через посещение Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

История

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, построенная в вотчине бояр Нарышкиных – одна из лучших представительниц «нарышкинского» стиля.

Сейчас мы с вами находимся на территории древней Кунцевской вотчины. В древности тут протекала речка Филька, или Хвилька, как она упоминается в древних документах, и отсюда, по видимости, произошло название Фили, или Хвили. Эта речка впадала в Москва-реку, на берегу которой мы находимся. Рядом с нами расположен Шелепихинский мост, с которого открывается прекрасный вид на нашу церковь Покрова. Мы являемся отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, отдел называется Музей русской художественной культуры XVII века (Церковь Покрова в Филях).

Немного об истории этого места. Первую вотчину здесь получил боярин Ф.М.Мстиславский, который приехал в начале 16-го века на службу к государю из Речи Посполитой. При Ф.И.Мстиславском здесь появилась первая маленькая деревянная церковь «Покрова на Филях», которая находилась ближе к реке, восточнее, чем та каменная красавица, которую сейчас мы с вами видим.

Деревянная церковь просуществовала около 100 лет. Самый расцвет Филей приходится на конец XVII века. Когда в 1689 году Пётр I пожаловал филёвскую вотчину своему дяде Льву Кирилловичу Нарышкину.

Храм построен в 1689 -1693 годах. По легенде во время стрелецкого бунта 1682 года Лев Кириллович весь день молился перед фамильным образом Спаса Нерукотворного и дал обет, что если стрельцы не убьют его в этот страшный день, то он построит храм во имя фамильной иконы Спаса Нерукотворного. Через семь лет, когда у Льва Кирилловича появились земли и деньги, он начал осуществлять своё обещание.

Нижнюю, тёплую церковь освятили в честь праздника Покрова, а верхнюю, летнюю церковь, где сохранился подлинный интерьер конца XVII века, освятили в честь иконы Спаса Нерукотворного, перед которой Лев Кириллович молился.

Прежде всего, чем же так удивителен нарышкинский стиль. Благодаря именно этому храму сам стиль получил название нарышкинского. В начале XX века ученые, известные специалисты по архитектуре Брунов, Некрасов, Згура спорили о том, как же можно называть этот стиль, Ренессанс это, или это барокко. Так или иначе, все обсуждали архитектуру нарышкинского храма на Филях. Так сам стиль волей судьбы стал называться нарышкинским стилем, и действительно, относить его к Ренессансу, барокко или к какому-то другому направлению сложно, потому что он по своей сути очень эклектичен. Основное и удивительное качество этого стиля заключено в том, что при всей своей эклектичности, это совершенно не мешает целостности образа.

Центрический план храма ближе всего к эпохе Возрождения, декоративное убранство – к барокко. Но храм сохраняет и некоторые черты традиционной архитектуры – композиция «иже под колокола» и традиционное пятиглавие. Мы не знаем имени архитектора, но нам известны художники, которые написали иконостас, потому что они оставили свои подписи. Это мастера Оружейной палаты Кирилл Уланов и Карп Золотарёв.

Очень интересны две иконы, которые находятся на дверях в жертвенник и дьяконник – святые архидьяконы Стефан и Лаврентий. Предполагают, что в образе Стефана художники написали портрет молодого царя Петра I-го. На западной стене, напротив иконостаса, находится царская ложа, балкончик владельца.

Первоначально храм не был расписан, и вообще нарышкинские храмы не расписывались. Расписывался обычно только купол, в данном случае здесь изображена Новозаветная Троица в окружении ангельских чинов. В более позднее время храм расписали, так, реставраторы на западе оставили гризайль середины 19-го века. Но можно сразу понять, насколько вследствие этого получается перегруженное пространство.

Кроме того, во время Петра окна нижнего храма были украшены разноцветными витражами, которые Алексей Кириллович Нарышкин вывез из покорённого Петром I города Нарвы.

После Великой Отечественной войны храм долго реставрировали, и в 1971-м году этот памятник стал отделом Рублёвского музея.

14-го августа 1918-го года Марина Цветаева, гуляла с дочкой Алей вокруг Филей, после чего родились строки:

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота - ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы -
Один ответ: - Откуда мне сие?

Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты.
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты
Закон звезды и формула цветка.

Это касалось маленького цветочка клевера, который дочка Аля подарила Марине, но образ небесного гостя в четыре лепестка, каменного гостя, прорастающего на берегу реки, больше всего подходит к этому прекрасному, необыкновенному, четырёхлепестковому храму, который вырос однажды, триста лет тому назад, и не перестаёт поражать нас своей красотой, магией и совершенством.

 

Директор Музея русской культуры и искусства XVII века "Церковь Покрова в Филях"
Наталья Алексеевна Мерзлютина, кандидат искусствоведения.

31 октября 2007 г.

 

Храм Покрова Пресвят…

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Благодарные слушатели в Храме

Благодарные слушатели в Храме

Медиафайлы
   2 Pokrova.mp3 Директор музея и экскурсовод Наталья Алексеевна Мерзлютина
рассказывает благодарным слушателям об истории памятника времён Петра I
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
X672140


Дата: 30.10.2007 (Прочтено: 7875)
Copyright © QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONAL   Все права защищены.


Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью

Комментарии к статье

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.
(Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию)



 Promotions 


PARTNERS CONTACTS GUESTBOOK REGISTRATION

При цитировании материалов ссылка, гиперссылка для Интернет, обязательна.