Home News Video Library Mags Françê
STORE English ART
QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONALNEWSДивный мир Виктории Преображенской

 20.03.2007

Дивный мир Виктории Преображенской

Искусство
Кто мы? Откуда? Куда мы идем? Вечный поиск смысла пронизывает жизнь человечества. История культуры – и искусства в частности – своеобразное отражение этих поисков. Кто-то просто размышляет или ведет дневник. Кто-то вчитывается в книги или вслушивается в музыку, пытаясь узнать, что постигли другие. Кто-то ищет под землей, кто-то – среди звезд. Кто-то вглядывается в окружающий мир, а кто-то – в самого себя. Но в том-то и прелесть Вселенной, в которой мы живем, что, как ни повернись, с какой стороны ни взгляни, за какую ниточку ни потяни, - все возникает цельная картинка, полная гармонии и закономерностей. Физик ты или лирик, доктор или живописец, инженер или композитор – для каждого законы и явления мира как цветные стеклышки калейдоскопа сложатся в свой, особый узор. И все узоры будут правильными, и все будут Вселенной.

Бесценным кладезем таких «узоров» предстает любой вид искусства, которое в отличие от точных наук апеллирует, прежде всего, к чувственной стороне восприятия, и потому в той или иной мере доступно практически каждому, даже не обладающему специальными знаниями человеку.

Один из этих волшебных «узоров», являющих собой Вселенную, петербуржцы имели возможность лицезреть в марте в музее А.А. Ахматовой в Фонтанном доме, где проходила выставка произведений московской художницы Виктории Преображенской.
Надо заметить, что живопись – это лишь часть «узора» Вселенной Преображенской. Творчество Виктории крайне синкретично. В нем изобразительное искусство неразрывно связано с музыкой, танцем, поэзией. Нельзя просто любоваться картинами Виктории или слушать ее музыкальные композиции. Самый внимательный и вдумчивый взгляд, самое глубокое, медитативное погружение в звук не помогут до конца познать открывшееся их автору Откровение. Это возможно только в синтезе всего созданного Викторией. Тогда оживают краски и наполняют смыслом звуки. Звуки организуют пространство, движение в котором приобретает особые ритмы и возникает танец. Хаос исчезает. Рождается Вселенная.

В отличие от самого грандиозного творения, началом коему послужило Слово, о том, что первично в творчестве Виктории Преображенской, сказать трудно.

...Танцовщица в стихах.
Под звуки неземные рисует тайны снов...

Феномен личности Виктории Преображенской – загадка для исследователей ее творчества. Некоторые из них предполагают, что Виктории не хватает изобразительных средств живописи, чтобы «передать нам невидимую, духовную красоту единения космоса и человека, и она делает это на языке танца, движения, пластики». Осмелюсь предположить, что это неверно. Виктория с ее стремлением к созданию целостной картины мира, обращенной, прежде всего к человеку, напоминает творцов эпохи Возрождения. Разве Леонардо да Винчи потому известен как скульптор, архитектор, инженер и ученый-экспериментатор, что недостаточно владел кистью?

Чаще всего живопись Виктории Преображенской, как наиболее видимую часть айсберга ее творчества, относят к космизму. И – на первый взгляд – сходство действительно есть. Осознание единения человека и космоса, понимание космоса как живой среды, особого духовного пространства... Бесконечные миры Вселенной как источник вдохновения...
Рождение образов на зыбкой грани яви, мечты и фантазии, где в вечном движении тонкой материи, облеченной в изысканные формы, приоткрываются невидимые грани Вселенной с ее дыханием, звуками, красками... Использование символов-образов, символов-знаков, цвето - и светосимволов... Обращение к культурной памяти прошлых веков и эстетическим концепциям древних философов... Наличие вербального поэтического образа-«перевода» картины и упоминание имени Н.К. Рериха... Все это так – и не так.

Художники-космисты продолжают традицию национальной культуры – от древнерусской иконописи до художников-символистов, далее к Н.Рериху, Б.Смирнову-Русецкому, «Амаравелле», О.Высоцкому... В этом ряду творчество Виктории Преображенской оказывается совсем иным, вырывающимся из общего контекста, потому что художники-космисты (включая и древних иконописцев) смотрят либо во внешний мир, либо в себя и везде пытаются распознать знаки Вселенной, отыскать их в большом и в малом и показать в своих работах. Виктория же не ищет знаков. Ее произведения – сами по себе знаки Вселенной. Недаром художница признается, что «порой, когда она берет кисть, то не знает, что изобразить; лишь в процессе работы ее охватывает мистическое вдохновение, и она начинает видеть».

Среди любителей познавать мир через чужое творчество немало тех, кто пытается подразделить искусство на мужское и женское. Что ж, вероятно, и в такой классификации есть доля истины.

Художник и поэт Евгений Годовецкий написал под одной из своих работ: «...Ветер Разума гонит нас мимо Прибежища, не давая остановиться...». Быть может, это справедливо для мужчин, вечно ищущих что-то где-то, только не рядом с собой? Быть может, только женщине изначально известно, что Прибежище – это Любовь и все, что она может дать на этой Земле? Быть может, об этом знали художники прошедших эпох, ваявшие богинь и писавшие мадонн, в чьих ликах проступают черты жен и возлюбленных авторов? Теперь образ Матери, Супруги, Возлюбленной чаще встречается в «женском» искусстве. Именно дамы-художницы стремятся постичь суть отношений между мужчиной и женщиной через искусство, суть Любви – к мужчине, супругу, возлюбленному, ребенку, Миру, суть Материнства, Начало начал.

В этом поиске Виктории Преображенской ближе всего оказывается петербурженка Лика Волчек. Интересно, что обе художницы, представляя совершенно разные направления, ощущают цвет как некую музыку сфер и строят свои работы на особых (у каждой – свои), но мощных цветовибрациях. Быть может, это и есть «женское» искусство.

Но – не будем углубляться в этот вопрос, тем более что живопись Виктории – лишь часть ее творчества. Викторию Преображенскую называют основательницей нового синтетического направления – полиискусства. И у нее немало последователей и единомышленников, объединившихся в творческую мастерскую «Ладья Ра». В результате в понятие полиискусство В.Преображенской, изначально включавшее музыку, поэзию, живопись и танец, вошли искусство костюма, искусство театральной постановки и драматическое искусство.

Творчество Виктории Преображенской стало началом целого Мира искусства, полного самых разнообразных возможностей для раскрытия талантов и познания «Неба, Земли и самих себя». Только это «другой мир, другое мировоззрение, другое сознание» (в чем полностью соглашаюсь с художником Григорием Потоцким), к которым нельзя применять обычные мерки.

Мозговая Жанна

Сон Титанов

Сон Титанов



Дата: 20.03.2007 (Прочтено: 3914)
Copyright © QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONAL   Все права защищены.


Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью

Комментарии к статье

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.
(Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию)



 Promotions 


PARTNERS CONTACTS GUESTBOOK REGISTRATION

При цитировании материалов ссылка, гиперссылка для Интернет, обязательна.