Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, построенная в вотчине бояр Нарышкиных – одна из лучших представительниц «нарышкинского» стиля.
Сейчас мы с вами находимся на территории древней Кунцевской вотчины. В древности тут протекала речка Филька, или Хвилька, как она упоминается в древних документах, и отсюда, по видимости, произошло название Фили, или Хвили. Эта речка впадала в Москва-реку, на берегу которой мы находимся. Рядом с нами расположен Шелепихинский мост, с которого открывается прекрасный вид на нашу церковь Покрова. Мы являемся отделом Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, отдел называется Музей русской художественной культуры XVII века (Церковь Покрова в Филях).
Немного об истории этого места. Первую вотчину здесь получил боярин Ф.М.Мстиславский, который приехал в начале 16-го века на службу к государю из Речи Посполитой. При Ф.И.Мстиславском здесь появилась первая маленькая деревянная церковь «Покрова на Филях», которая находилась ближе к реке, восточнее, чем та каменная красавица, которую сейчас мы с вами видим.
Деревянная церковь просуществовала около 100 лет. Самый расцвет Филей приходится на конец XVII века. Когда в 1689 году Пётр I пожаловал филёвскую вотчину своему дяде Льву Кирилловичу Нарышкину.
Храм построен в 1689 -1693 годах. По легенде во время стрелецкого бунта 1682 года Лев Кириллович весь день молился перед фамильным образом Спаса Нерукотворного и дал обет, что если стрельцы не убьют его в этот страшный день, то он построит храм во имя фамильной иконы Спаса Нерукотворного. Через семь лет, когда у Льва Кирилловича появились земли и деньги, он начал осуществлять своё обещание.
Нижнюю, тёплую церковь освятили в честь праздника Покрова, а верхнюю, летнюю церковь, где сохранился подлинный интерьер конца XVII века, освятили в честь иконы Спаса Нерукотворного, перед которой Лев Кириллович молился.
Прежде всего, чем же так удивителен нарышкинский стиль. Благодаря именно этому храму сам стиль получил название нарышкинского. В начале XX века ученые, известные специалисты по архитектуре Брунов, Некрасов, Згура спорили о том, как же можно называть этот стиль, Ренессанс это, или это барокко. Так или иначе, все обсуждали архитектуру нарышкинского храма на Филях. Так сам стиль волей судьбы стал называться нарышкинским стилем, и действительно, относить его к Ренессансу, барокко или к какому-то другому направлению сложно, потому что он по своей сути очень эклектичен. Основное и удивительное качество этого стиля заключено в том, что при всей своей эклектичности, это совершенно не мешает целостности образа.
Центрический план храма ближе всего к эпохе Возрождения, декоративное убранство – к барокко. Но храм сохраняет и некоторые черты традиционной архитектуры – композиция «иже под колокола» и традиционное пятиглавие. Мы не знаем имени архитектора, но нам известны художники, которые написали иконостас, потому что они оставили свои подписи. Это мастера Оружейной палаты Кирилл Уланов и Карп Золотарёв.
Очень интересны две иконы, которые находятся на дверях в жертвенник и дьяконник – святые архидьяконы Стефан и Лаврентий. Предполагают, что в образе Стефана художники написали портрет молодого царя Петра I-го. На западной стене, напротив иконостаса, находится царская ложа, балкончик владельца.
Первоначально храм не был расписан, и вообще нарышкинские храмы не расписывались. Расписывался обычно только купол, в данном случае здесь изображена Новозаветная Троица в окружении ангельских чинов. В более позднее время храм расписали, так, реставраторы на западе оставили гризайль середины 19-го века. Но можно сразу понять, насколько вследствие этого получается перегруженное пространство.
Кроме того, во время Петра окна нижнего храма были украшены разноцветными витражами, которые Алексей Кириллович Нарышкин вывез из покорённого Петром I города Нарвы.
После Великой Отечественной войны храм долго реставрировали, и в 1971-м году этот памятник стал отделом Рублёвского музея.
14-го августа 1918-го года Марина Цветаева, гуляла с дочкой Алей вокруг Филей, после чего родились строки:
Стихи растут, как звезды и как розы, Как красота - ненужная в семье. А на венцы и на апофеозы - Один ответ: - Откуда мне сие?
Мы спим - и вот, сквозь каменные плиты. Небесный гость в четыре лепестка. О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты Закон звезды и формула цветка.
Это касалось маленького цветочка клевера, который дочка Аля подарила Марине, но образ небесного гостя в четыре лепестка, каменного гостя, прорастающего на берегу реки, больше всего подходит к этому прекрасному, необыкновенному, четырёхлепестковому храму, который вырос однажды, триста лет тому назад, и не перестаёт поражать нас своей красотой, магией и совершенством.
Директор Музея русской культуры и искусства XVII века "Церковь Покрова в Филях" Наталья Алексеевна Мерзлютина, кандидат искусствоведения.
31 октября 2007 г.
|