QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONAL: Напечатать статью

Дивный мир Виктории Преображенской

Дата: 20.03.2007

Кто мы? Откуда? Куда мы идем? Вечный поиск смысла пронизывает жизнь человечества. История культуры – и искусства в частности – своеобразное отражение этих поисков. Кто-то просто размышляет или ведет дневник. Кто-то вчитывается в книги или вслушивается в музыку, пытаясь узнать, что постигли другие. Кто-то ищет под землей, кто-то – среди звезд. Кто-то вглядывается в окружающий мир, а кто-то – в самого себя. Но в том-то и прелесть Вселенной, в которой мы живем, что, как ни повернись, с какой стороны ни взгляни, за какую ниточку ни потяни, - все возникает цельная картинка, полная гармонии и закономерностей. Физик ты или лирик, доктор или живописец, инженер или композитор – для каждого законы и явления мира как цветные стеклышки калейдоскопа сложатся в свой, особый узор. И все узоры будут правильными, и все будут Вселенной.

Бесценным кладезем таких «узоров» предстает любой вид искусства, которое в отличие от точных наук апеллирует, прежде всего, к чувственной стороне восприятия, и потому в той или иной мере доступно практически каждому, даже не обладающему специальными знаниями человеку.

Один из этих волшебных «узоров», являющих собой Вселенную, петербуржцы имели возможность лицезреть в марте в музее А.А. Ахматовой в Фонтанном доме, где проходила выставка произведений московской художницы Виктории Преображенской.
Надо заметить, что живопись – это лишь часть «узора» Вселенной Преображенской. Творчество Виктории крайне синкретично. В нем изобразительное искусство неразрывно связано с музыкой, танцем, поэзией. Нельзя просто любоваться картинами Виктории или слушать ее музыкальные композиции. Самый внимательный и вдумчивый взгляд, самое глубокое, медитативное погружение в звук не помогут до конца познать открывшееся их автору Откровение. Это возможно только в синтезе всего созданного Викторией. Тогда оживают краски и наполняют смыслом звуки. Звуки организуют пространство, движение в котором приобретает особые ритмы и возникает танец. Хаос исчезает. Рождается Вселенная.

В отличие от самого грандиозного творения, началом коему послужило Слово, о том, что первично в творчестве Виктории Преображенской, сказать трудно.

...Танцовщица в стихах.
Под звуки неземные рисует тайны снов...

Феномен личности Виктории Преображенской – загадка для исследователей ее творчества. Некоторые из них предполагают, что Виктории не хватает изобразительных средств живописи, чтобы «передать нам невидимую, духовную красоту единения космоса и человека, и она делает это на языке танца, движения, пластики». Осмелюсь предположить, что это неверно. Виктория с ее стремлением к созданию целостной картины мира, обращенной, прежде всего к человеку, напоминает творцов эпохи Возрождения. Разве Леонардо да Винчи потому известен как скульптор, архитектор, инженер и ученый-экспериментатор, что недостаточно владел кистью?

Чаще всего живопись Виктории Преображенской, как наиболее видимую часть айсберга ее творчества, относят к космизму. И – на первый взгляд – сходство действительно есть. Осознание единения человека и космоса, понимание космоса как живой среды, особого духовного пространства... Бесконечные миры Вселенной как источник вдохновения...
Рождение образов на зыбкой грани яви, мечты и фантазии, где в вечном движении тонкой материи, облеченной в изысканные формы, приоткрываются невидимые грани Вселенной с ее дыханием, звуками, красками... Использование символов-образов, символов-знаков, цвето - и светосимволов... Обращение к культурной памяти прошлых веков и эстетическим концепциям древних философов... Наличие вербального поэтического образа-«перевода» картины и упоминание имени Н.К. Рериха... Все это так – и не так.

Художники-космисты продолжают традицию национальной культуры – от древнерусской иконописи до художников-символистов, далее к Н.Рериху, Б.Смирнову-Русецкому, «Амаравелле», О.Высоцкому... В этом ряду творчество Виктории Преображенской оказывается совсем иным, вырывающимся из общего контекста, потому что художники-космисты (включая и древних иконописцев) смотрят либо во внешний мир, либо в себя и везде пытаются распознать знаки Вселенной, отыскать их в большом и в малом и показать в своих работах. Виктория же не ищет знаков. Ее произведения – сами по себе знаки Вселенной. Недаром художница признается, что «порой, когда она берет кисть, то не знает, что изобразить; лишь в процессе работы ее охватывает мистическое вдохновение, и она начинает видеть».

Среди любителей познавать мир через чужое творчество немало тех, кто пытается подразделить искусство на мужское и женское. Что ж, вероятно, и в такой классификации есть доля истины.

Художник и поэт Евгений Годовецкий написал под одной из своих работ: «...Ветер Разума гонит нас мимо Прибежища, не давая остановиться...». Быть может, это справедливо для мужчин, вечно ищущих что-то где-то, только не рядом с собой? Быть может, только женщине изначально известно, что Прибежище – это Любовь и все, что она может дать на этой Земле? Быть может, об этом знали художники прошедших эпох, ваявшие богинь и писавшие мадонн, в чьих ликах проступают черты жен и возлюбленных авторов? Теперь образ Матери, Супруги, Возлюбленной чаще встречается в «женском» искусстве. Именно дамы-художницы стремятся постичь суть отношений между мужчиной и женщиной через искусство, суть Любви – к мужчине, супругу, возлюбленному, ребенку, Миру, суть Материнства, Начало начал.

В этом поиске Виктории Преображенской ближе всего оказывается петербурженка Лика Волчек. Интересно, что обе художницы, представляя совершенно разные направления, ощущают цвет как некую музыку сфер и строят свои работы на особых (у каждой – свои), но мощных цветовибрациях. Быть может, это и есть «женское» искусство.

Но – не будем углубляться в этот вопрос, тем более что живопись Виктории – лишь часть ее творчества. Викторию Преображенскую называют основательницей нового синтетического направления – полиискусства. И у нее немало последователей и единомышленников, объединившихся в творческую мастерскую «Ладья Ра». В результате в понятие полиискусство В.Преображенской, изначально включавшее музыку, поэзию, живопись и танец, вошли искусство костюма, искусство театральной постановки и драматическое искусство.

Творчество Виктории Преображенской стало началом целого Мира искусства, полного самых разнообразных возможностей для раскрытия талантов и познания «Неба, Земли и самих себя». Только это «другой мир, другое мировоззрение, другое сознание» (в чем полностью соглашаюсь с художником Григорием Потоцким), к которым нельзя применять обычные мерки.

Мозговая Жанна

Сон Титанов

Сон Титанов

QUANTUM HEALING ARTS INTERNATIONAL
https://noosphere-arts.ru

 Promotions